РАЗБОР И ОБСУЖДЕНИЕ ФИЛЬМА УЖАСОВ «ЮЛЕНЬКА (2008)»
Как часто мы видели фильмы ужасов, в которых устрашающим элементом является безобидная девушка? Настолько часто, что, пожалуй, хорроры такой направленности можно определить в отдельный поджанр кино: достаточно посмотреть на количество азиатских картин на данную тематику. Но, несмотря на это, признаюсь, что был удивлён тому, что Россия пошла по этим стопам и в 2008 году выпустила фильм «Юленька». Марат Башаров – не последнее имя российского кинематографа, и его присутствие удивило меня ещё больше – я с радостью принял предложение от моего друга Макса, посмотреть и написать рецензию на фильм. Также, создатель Аномальной Зоны отметил тот факт, что «Юленька» чем-то схожа на «Дитя Тьмы», но при этом была выпущена на целый год раньше! Что ж – приятный вечер был обеспечен, и я приступил к просмотру.
Хочу отметить, что старался относиться к фильму не особо предвзято. Дело в том, что кино российского производства частенько вызывает у меня далеко не лучшие чувства, но, чтобы быть объективным, насколько это вообще возможно, я постарался, и взглянул на всё, отбросив предвзятость.
Открывающая сцена наполовину определила цветокоррекцию картины: сумерки/ночь показаны «не по-голливудски», освещение скорее жизненное, если так можно это назвать. Да, это похоже на сериалы с России 1, но стоит ли сразу закидывать камень в огород? Думаю, что нет – городок провинциальный, а оттого и атмосфера настраивается соответствующая. Дневные сцены показали нам похожую ситуацию: освещение, цветокоррекция скорее жизненная, нежели смачная, сочная. И тут хочется подвести небольшой итог выбранной схеме: где-то это на руку, а где-то играет против погружения зрителя. Не буду голословным, и сразу перейду к примерам. Холодный, отдающий в белый, фильтр со значительной контрастностью, как мне показалось, делает выразительными крупные сцены лиц главных героев и, в особенности, конечно, Юли. Центром кадра автоматически становятся тёмные глаза девочки: причём центром не только в вопросе размещения глаз, но и в цвете. Всё остальное уходит на второй план своей белизной. И это, я считаю, несомненно, плюс, так как внимание зрителя акцентируется на том, что действительно важно. Но что же происходит в моменты бытового характера? Снова появляется «сериальность» картинки конвейерного производства: посмотрите на сцены, снятые в классе, пролёты камеры перед столбом. Так и хочется слегка утеплить картинку.
Разобравшись с вопросом цветокоррекции, хочется перейти к другой важной составляющей атмосферы конечного произведения – музыка, саунд-дизайн. Скажу честно, мне, как человеку, связанному с музыкой, музыкальное оформление действительно понравилось. Звуковые эффекты в тему, глупого звукового сопровождения не обнаружил, а мелодии, записанные оркестром, вызвали лёгкую нотку ностальгии по фильмам, связанным с лечебницами, вроде «Остров Проклятых» или «Лекарство от здоровья». В общем, музыка в фильме целиком и полностью выполняет свою функцию, не врывается резко, не пропадает просто так – всё плавно, гармонично и едино. Единственное, что, хотелось бы добавить: трек-другой и с отрывистыми звуками. Оркестр, в основном, играет фигуры, полностью заполняющие пространство. Ближе к концу фильма я замечал за собой такие моменты, когда пролетает мысль «а здесь было бы неплохо поиграть на нервах и вставить резкие, отрывистые звуки».
Что касается операторской работы и постановки сцен, то работа проделана весьма неплохая. Видно, что оба элемента действуют слаженно. Хочется отметить это на примере двух сцен, причём обе связаны с девочкой Соней. При просмотре, рекомендую вам обратить внимание, как съёмочная команда ловко переводит сцену из настоящего времени (учитель стоит у школы) в будущее время (сон учителя), который показывает прошлое время (Соня выбрасывается из окна). Такое совмещение может навести мысль о том, что может образоваться каша – но, спешу обрадовать – каши тут нет. Такие переброски хорошо раскрывают детали сюжета: они делают это не нудно, за счёт поворота камеры оператором от лица учителя на окно, откуда упала девочка. Одновременно меняется цветокоррекция – рядовой зритель на психологическом уровне осознаёт, что началась новая сцена. Динамический монтаж добавляет энергии и эмоций: видно как страдает, как боится главный герой и так же безнадёжно и трудно он выходит из своего состояния сна – крутящаяся вокруг его оси камера с потолка отражает это. Отражает пошатнувшееся состояние и то, как эта камера останавливается – она не ловит прямой кадр – напротив, прямые линии кровати и кадра не совпадают.
Я думаю, что многие могли обратить внимание на необычное построение рецензии: начал с технической стороны, практически смирился с решением по цветокоррекции, хоть и внёс свой вариант, доволен работой по звуку и съёмочной команды. Да, это так – намеренно выбрав данный путь повествования, я решил отложить ложку дёгтя на потом. И главный промах – это сюжет. С сюжета, как правило, и начинается любая рецензия. Я сразу оговорюсь, что сама идея фильма – отличная. Хотелось бы только, чтобы её правильно подали, но.… Многие детали заставляли спотыкаться. Многому не веришь, а оттого, начинаешь смотреть сквозь иронию. В какой-то мере фильм сам виноват: он «плюнул» зрителю в лицо, когда обещал-обещал, а свои обещания не выполнил. Начальная сцена гласит о том, что у человека вырвали позвоночник. Кто-то с нечеловеческой силой. Нам всё время намекают, всё время показывают страх людей перед Юлей. Как дрожат одноклассницы, как боится её собственная мама. И зритель верит этому – кино накручивает мнение, будто девочка – непреодолимая угроза, будто девочка – демон или какое-то существо. Но, когда ближе к концу раскрывается вся суть Юли, зритель недоумевает, у зрителя возникает тысяча вопросов и только глупец их не задаст. Важно помнить, что у Юли нет (!) никаких сверхчеловеческих сил. Нет никакой магии. Нет мистики. Патологоанатом идиот? Он заявляет, будто «нечеловек» вырвал позвоночник из тела, что это невозможно. В фильме показали, что позвоночник выпилили с помощью инструментов. Патологоанатом не может определить, вырвана кость или вырезана? Он не видит спилы? Как Юля, обычная девочка, контролирует быдло-одноклассниц? Как Юля заставила собаку напасть на дочь главного героя? Как ученицы сожгли дом учителя без улик? Как больная пациентка враз сбежала из лечебницы именно тогда, когда нужно? Почему учитель пишет предсмертную записку на компьютере, если его совершенно ничто не сдерживает уехать или победить эту девочку?! Это просто девочка! Почему он уверен, что просто девочка без связей и денег может уничтожить его физически, когда даже её план с сексуальным приставанием в её сторону не сработал?! Когда не сработал план развала семьи с помощью измены! У неё не осталось никаких рычагов давления на этого человека – а он просто готов умереть. Взрослый мужчина. Против маленькой девочки. Подумайте об этом. А как нелепо его схватили в его же доме… Ладно. Список можно молотить бесконечно. Поэтому перепрыгнем немного в другую сферу – актёрская игра.
Здесь мне хочется отметить, что ничего сверхнеобычного я не увидел. Но! И не сказать, что это было плохо. Чтобы кто-то откровенно проседал – такого не было. Марат отлично развивал свою озабоченность и панику ближе к концу фильма, я ему верил. Отлично отыграли свои роли, как жена учителя, так и мама Юли. Что же касается Юли – это было средне. Нейтрально. Я не ощутил восторга от того, что творит эта девочка. Хотелось бы, что бы кино, с акцентом на эти события, с акцентом на этого персонажа, сильнее и ярче вырисовывали эмоции. Она ненатурально плакала и грустила, не особо живо отражала положительные чувства — и это грустно. Одного макияжа и истории персонажу не хватило.
Что ж, друзья. Пора закругляться, и я хочу сказать то, от чего пытался уйти. Современный отечественный фильм снова не смог в сюжет. Я не знаю, с чем это связано, не понимаю, почему сценаристы клепают такое, либо почему продюсеры заставляют сценаристов клепать проходное тупое кино. Главное, что я верю – всё будет хорошо. Этот фильм – неплохой шаг в сторону российского хоррора, за который мы когда-нибудь будем гордиться. Он позволил себе немного щекотливых тем, вроде приставаний до несовершеннолетней, позволил себе немного насилия и несколько запоминающихся сцен, которые круто сделаны, круто сняты даже по мировым меркам. Одной из них я и хочу закончить свою скромную рецензию: постельная сцена главного героя с мамой Юли. Если видели – освежите память, если нет – посмотрите. Я думаю, что с визуальной точки зрения – это лучшее, что есть в этом кино: идеальная работа актёров, оператора, звука и монтажа. Локация с красным постельным бельём, выделяющимися на нём телами – всё это было похоже на картину, написанную красками, только в движении. На это нам и намекают, показав в перебивке этих кадров крупный план висящего на стене полотна.
Видео обзор на фильм «Юленька»
До новых встреч, зрители канала и сообщества ВК! Ваш Артём Зебрев.