Азазеля изображают, как правило – огненно рыжим, не высоким мужчиной, с желтыми змеиными глазами и ехидно гримасой. Реже – с козлиными рогами, когтистыми руками и остроконечным хвостом. Этакий, стереотипный черт.
Впервые Азазель упоминается еще в древних иудейских мифах. С ним связан обряд, под названием «Козел отпущения», проводившийся ежегодно и включающий в себя животное жертвоприношения. Закалывали скотину для праздного обеда, а одного козла, возложив на него все грехи еврейского народа – отпускали в пустыню, к пустынному демону Азазелю. Евреи как всегда – хитры.
Впервые же, об Азазеле, как о павшем ангеле – было упомянуто в апокрифической книги Еноха, что является частью еврейской мифологии. В книге Азазель – предводитель гигантов, что жили еще до великого потопа и вели войну с Богом. Долго же это противостояние не продлилось, так как на ковчеге, как известно – великанам места не нашлось.
Так же Енох рассказывает и о причинах падения Азазеля. Когда-то он был равный среди ангелов, но буйный и непоседливый. Он не подчинялся божественной воли и бесстрашно выступал против нее. Это привело к тому, что Бог решил расправиться с Азазелем, однако ни один ангел не мог сокрушить этого пройдоху. Тогда, сильнейшему из ангелов было велено отрубить Азазелю крылья и свергнуть его в Ад. Его приказ звучал примерно так:
«Свяжи Азазеля по рукам и ногам и положи его во мрак, и положи на него грубый и острый камень, чтобы он там оставался навсегда».
Я, если честно, не совсем понимаю, как можно поймать того, кого нельзя победить. Но да ладно – святым писаниям виднее.
Так же Азазель, как до, так и после падения, часто взаимодействовал с людским населением, не только в порочных целях: типа совращать или провоцировать раздоры. От Азазеля человечество узнало много полезных ремесел, вроде оружейного дела для мужчин или макияжа для девушек.